Планируй и путешествуй самостоятельно

Армения. День 3. Гора Арагац. Ованаванк – Сагмосаванк – Бюракан – Амберд — Агарак

17.55, 2 мая

Сегодня у нас была потрясающая экскурсия – ездили на Арагац. Арагац – это огромная гора, очень пологая, с четырьмя вершинами. Можно сказать стоит прямо напротив Арарата. Соответственно, там тоже обнаружены древние постройки лохматых веков.

По дороге мы наткнулись на дворец (по другому это строение назвать нельзя) какого-то олигарха Сергея – он по дороге на Арагац себе отгрохал жилище со скульптурами, колоннами, ухоженными садами. Видимо, внутри спальня в духе Людовика 14 и севрский фарфор.

Армени Арагац дворец

Кстати, пока не забыла – очень мне нравится цвет Еревана – имею в виду камня, из которого он построен. Это туф, которого в Армении ну очень много – поэтому у них все построено из туфа – даже заборы, ограды, сараи и пр. Сам туф в основном розовый, но встречают черные и рыжие оттенки. Поэтому Ереван как будто расцветшее персиковое дерево посреди гор.

Дома, построенные из камня, смотрятся очень добротно, даже если построены совсем давно – в прошлом, позапрошлом веках. Поэтому деревеньки, которые мы проезжали, выглядят зажиточно – не то, что наши полуразваленные деревеньки.

Так вот Арагац. Когда-то там был вулкан, но это было очень-очень много лет назад. Теперь между двумя самыми большими вершинами жерло потухшего вулкана. У Ириски сразу загорелись глаза – ну может, мы все-таки туда дойдем.

Армени вид на Арагац

По дороге мы проезжали город Аштарак – именно аштаракский диалект лег в основу современного литературного языка.

Проехали огромное красивое ущелье – потом мы еще два раза им любовались, посещая церкви в Оганованке и Сагмосаванке. Церкви тоже древние, каменные. В одной даже лазали в притвор – там находился или хор или может даже князь с семьей.

Ущелье потрясающе красивое – есть водопадик. А местные крестьяне ходят на свои поля через него каждый день. С утра мы купили бутылку вина, которую распили с Гариком у этого ущелья. Группа французов, которая приехала, чтобы совершить пеший поход по ущелью, желала нам здоровья и облизывалась.

Армени Арагац ущелье

Кстати, о местном вине. Вина производят всего 5млн литров, из которых только миллион экспортируют. Остальной виноград идет на коньяк.

У подножия Арагаца сделали памятник армянскому алфавиту – мы с Ириской обнаружили свои буквы с помощью Гарика. Оказывается, несколько лет назад была акция по поводу чего-то – народ взялся за руки и составил цепочку вокруг Арагаца.

Армени Арагац памятник алфавиту

На дороге еще лежит снег, а вокруг цветут цветы – правда, крошечные, но зато яркие.

Армени Арагац цветы на горе

Наигравшись в снежки, мы все-таки доехали до крепости в облаках – до Амберда. Историю я не помню, помню только, что это было феодальное владение местного князька, который жил в замке (он сейчас разрушен), а вокруг селились крестьяне. До сих пор на стенах замка сохранились подтеки от раскаленной смолы, которую выливали недругам на голову. Хотя и добраться до крепости сложно – далеко, в горах, снег не тает долго. Вот потому и условия жизни там были суровые. Пока что о древних крестьянах напоминали мирно пасущиеся коровы.

Мы с Ириской поскакали до церкви, которая стоит на краю рядом с ущельем. День такой теплый – и это в горах. В Ереване вообще, можно сказать, жара. Гарик мирно устроился на травке. Мы залегли рядом. Любопытные коровы решили проверить, а кто собственно занял их территорию и подошли совсем близко. Одна даже решила пометить территорию. Кстати, на армянских каналах очень часто идет реклама «Пейте, дети, молоко – будете здоровы».

Армени Арагац коровы

На обратном пути меня как-то подукачало и тянуло в сон, посему обратная дороге прошла в полусне. Ириска что-то спрашивал, Гарик что-то рассказывал. Помню, что вдалеке была обсерватория (действующая). По дороге находится что-то вроде национального парка, где собраны редкие растения (видимо, эндемики этой территории).

Разбудили меня около какой-то горки – сначала думала, а может, в баню ее – я еще посплю, пока Ириска там лазает. Но Гарик сказал – нет, надо! Спать, что ли, приехала! Оооххх…. Но на самом деле разбудили не зря. Первое, что я увидела, было что-то похожее на голову быка (как изображают знак тельца). И это было вырублено в скале! Вот сейчас посмотрю в программе, как это место называется – «посещение древнего поселения Агарак, урартская гробница ,улица 30 века до нэ, куро-аракская культура. Скальные захоронения 3-4 века. Скальные винодавильни 3-4 века до нэ. Культовые сооружения».

Все, что написано – абсолютная правда. Даже спускались в гробницу! Такая компактненькая с нишами в стенах – косточки вынули, а нишки стоят пустые. А наверху действительно сложная система хранения винограда и его превращения в вино – куча канальчиков и углублений. Тут же и могилки, вырубленные в камне – видимо, для тех, кто перепил. Остались камушки от древних домов. А вокруг простирается еще поле, где еще копать и копать – так что основные открытия впереди. На самом деле в Армении, как я понимаю, куча мест, где еще копать и копать. Например, это место было найдено, когда прокладывали дорогу. Взорвали часть горки – а она, бац, обитаемая когда-то была!

Армени Арагац ниши в горе

Мы проехали через Аштарак, любуясь на деревенские домики. У нас бы сказали – классные купеческие дома! А у них это, наверное, дома крестьян.

Заехали еще в церковь Кармарвор. Вот с ней связана легенда, а какая – уже забыла. Помню только, что жили-были три девушки и каждая носила платья своего любимого цвета. Одна из них как раз носила красный цвет – по цвету и назвали церковь. А вот, что дальше было с сестрами – не помню. Только возможно три могилы, которые там стоят с хачкарами – это их.

Мы вернулись в Ереван – ну очень голодные! Надо было срочно спасать Ириску от голодной смерти. Ириска вычитал в каком-то проспекте, что есть такое Armenian national show, и понял, что нам туда ну обязательно надо. Позвонили, проконсультировались с Гариком, стоит ли – да, стоит. Ноги в руки и помчались до метро.

По телефону Ириска заказал столик – как оказалось, самый что ни на есть лучший. Прямо напротив сцены. То есть фактически танцевали и пели для нас. Народу еще никого не было, мы первые. Мы решили сразу поесть, чтобы ничего нас не отвлекало от шоу. Ужин достаточно внушительный – закуска, салат, второе, вино, вода, кофе чай, десерт. Закуска состояла из сыра и местных колбас / спресованного мяса. На второе предлагали рыбу – но у меня сохранились нехорошие воспоминания о косточке, посему решили взять курицу и кюфту. Ириске она не сильно понравилась – это оказался взбитый телячий фарш, из которого потом пекут котлетки. На десерт мы решили попробовать (забыла как называется) – тыкву с рисом и сухофруктами. Ну как-то тоже не особо.

Но зато танцы потрясающие (позже я даже сама попробовала :)). И самое классное – это дудук. Такой потрясающий звук – будет даже покруче диджериду 🙂 Правда, дяденька, который играл на дудуке, слишком часто поглядывал на часы – видимо, торопился на какое-то другое выступление – но это не испортило впечатление. Под конец он взял два дудука, сначала играл поочередно на каждом, а потом взял оба и стал играть на обоих дудуках.

Я записала название танцев, но куда-то ее дела – по-моему, один называется кочари – его танцуют в праздник победы.

Закончилось первое отделение, и после перерыва началось второе. Во втором уже пошла самодеятельность – а именно, вышел дяденька и стал петь песни тех стран, которые собрались за столами. Поэтому в самом начале на каждый стол поставили флажки. Для России он спел «Калинка, малинка», для Франции – Tombe la neige, для Италии – песню АльБано «Solitudine», для немцев – что-то бодрое в ритме айнц, вайн, драй. Для швейцарцев почему-то выбрал Элвиса. И даже спел для японцев нечто на кривом японском.

После чего пригласил от каждой страны по девушке и предложил научиться танцевать армянские танцы. Почему-то после первого раунда осталась японка и я (видимо, я – потому что представительница России, главного союзника, японка – потому что экзотика). И по второму кругу пошло ного- и рукодрыганье. Победила дружба – Япония-Россия пхай-пхай. Нам с японкой выдали по грамоте, подписанной самим Тиграном Великим о том, что мы является королевами сего празднества.

Кстати, я заметила, что сейчас скучаю по возможности посидеть на улице за столиком без беготни – потому что в Москве даже если столики стоят на улице, то наш бешеный город не дает насладиться посиделками (хотя есть места, где приятно посидеть – Белая площадь, например). А в Ереване это можно сделать элементарно – там столько симпатичный кафешек. Причем народ никуда не бежит, как у нас, нет суматохи.

Продолжение следует…, подписывайтесь на обновления 😉

Светлана Гордеева, май 2012.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!