Подписаться
Планируй и путешествуй самостоятельно

Армения. День 7. Хор – Вирап – Татев – Горис

21.24 6 мая, Горис

Мы в горах, даже я бы сказала – в чаше между гор. Мы эту чашу лицезрели сверху, когда подъезжали к городку. Это предпредпоследний день нашего путешествия. Мы на юге Армении, почти на границе с Нагорным Карабахом. Ну как сказали, там в принципе не стреляют, только на границе с Азербайджаном.

Вообще на протяжении всего путешествия мы никак не могли понять, каким таким непостижимым образом Армения умудрилась сохранить свою культуру, свою веру и вообще народ. Ведь можно сказать, что мирных периодов в Армении практически не было. Сегодня Гарик еще раз повторил историю для нас, бестолковых. Но на самом деле столько дат, царей, событий, что все это запомнить можно, только записав.

Армения Горы

Наиболее крупный период в развитии Армении был с 2 в до нашей эры по 4 век нашей эры. Он относится к эпохе правления Арташасидов, которые построили столицу в городе Арташаде, а потом, когда изменился климат, они устроили в Арташаде темницу, а столицу перенесли сначала в город Вагаршапат, а после разрушения Вагаршапата брусилами в  Двин в 10 км от Арташада.

Дальше пошла нескончаемая череда завоеваний, делений Армении – и персы завоевывали ее (правда, при персах Армения имела высокий статус) .  В 9 веке Армения восстановила свою независимость. В 11 веке пришли турки-сельджуки. И так далее продолжалось до советской власти  . Затем развал СССР – опять некая смута. Но сейчас более менее спокойно. Хотя продолжаются все равно локальный войны в основном на границах. Как я понимаю, азербайджанское правительство пропагандирует ксенофобию по отношению к армянскому народу, все армяне обьявлены врагами азербайджанцев. Азербайджанцы не перестают угрожать Армении и Нагорно-Карабахской республике, претендуя на армянскую землю, пытаются переписать историю Армении и в отсутствии такой богатой культуры претендуют на культурное наследие  армянского народа.

Так вот я и спросила Гарика – как же Армения ухитрилась остаться немусульманской среди окружения чисто мусульманских государств. Но ведь действительно ислам образовался только веке в 7-м нашей эры. А христианство распространилось на 7 веков раньше. Плюс в Армении оно пришло в 301-м году – то есть три века оно уже существовало до ислама. Плюс исламские захватчики были только в виде турков-сельджуков – а это было через 10 веков после принятия христианства. Другой вопрос – как при всех этих войнах Армения ухитрилась сохранить себя.

А навеял эти мысли монастырь Хор Вирап – место заточения Григория Просветителя. Раньше, правда, тут жили цари, но климат испортился, и цари перебрались в столицу Вагаршапат. Поэтому на этом месте оставили тюрьмую.

Армения Хор Вирап

Спустились даже в это самое подземелье.  Даже сейчас при том, что горит электричество, лесенка надежно (надеюсь) прибита к скале. Но как-то ну уж очень неуютно, когда туда спускаешься прямо вниз. Хотя пещера такая обширненькая. Но тогда в ней были всякие противные насекомые и гады – неприятное соседство. Но Григорий там как-то прожил все 13 лет.

А совсем рядом турецкая граница. Кстати, это самое близкое место к Арарату, но он в этот день был закрыт облаками.  Видны наши  дозорные вышки, турецкие дозорные вышки. Дома, в которых сейчас живут курды – бывшие дома армян, которых согнали с насиженных мест. А курды и возделывать-то землю умеют плохо – все у них вкривь и вкось. Кочевники, что с них взять.

Армения Турецкие вышки

Когда мы спускались с горы, где стоит монастырь, наткнулись на дядю с длиннющими усищами. Такие усищи носили армяне в регион Муш и Сасун.

Позже, поискав в интернете красивые картинки, я наткнулась на фотку Араратов (обоих) и на их фоне Хор Вирапа (такой крошечный). Еще раз поразилась – горы – она всегда прекрасны! Тем более такое великолепие как Арарат!

Слева между горам есть дорога, которая ведет к Хосровскому заповеднику. Был в 4 веке такой царь Хосров, который посадил лес. Там есть уникальные тисовые рощи. Видимо, у меня в голове все перемешалось, посему мне показалось, что леса вырубали. Все совсем наоборот – вот небольшая вырезка интересной инфы про этот заповедник:

Он расположен на отрогах Гегамского хребта, опоясывающего с юго-запада озеро Севан. Большая часть заповедника охватывает зону нагорных ксерофитов[1] (расстения сухих местообитаний, способные переносить продолжительную засуху («засухоустойчивые»). Это место чрезвычайно интересно богатством и разнообразием флоры, растительности и фауны, а также с точки зрения геологии и истории. По свидетельству историка V в. Мовсеса Хоренаци, армянский царь Хосров Котак (Короткий) между 330 и 338 гг. для охоты на зверя и птицу создал недалеко от р. Азат два больших «заповедника», один из которых и поныне называется Хосровский лес. Фрагментарные сведения о Хосровском лесе встречаются у армянских историков средневековья.

Важно подчеркнуть, что именно благоговейное отношение армян к своим историческим памятникам позволило сохранить этот самый близкий к Еревану лес почти нетронутым в течение 17 веков.

Размеры заповедника и его границы были обоснованы необходимостью охраны ресурсов питьевой воды (р. Азат с притоками), сохранения наиболее близких к Еревану можжевеловых лесных массивов, интереснейших растительных формаций, а также редких и исчезающих видов растений и животных. Рельеф заповедника сложный, ландшафты необычайно красивы. Как и во всей Армении, здесь повсюду заметны результаты тектонической деятельности с разломами, сбросами и др. В результате эоловых процессов в сочетаниии с жарким климатом и действием воды, здесь образуются различные фантастические фигуры, пирамиды, башни, карнизы с крутыми обрывами и др.[2] Флора заповедника очень богата и насчитывает около 1800 видов, т.е. больше половины видов всей Армении встречается на 29 тыс. га. Здесь можно увидеть растительные сообщества, которые нигде более на земном шаре не встречаются, например: можжевелово-грушевые или чисто грушевые редколесья на очень крутых песчаных осыпях или грушево-боярышниковые, можжевелово-рябиновые и др.

Целый ряд редких исчезающих видов, вошедших в Красную книгу описаны отсюда и растут только здесь.

Природоохранное значение Хосровского заповедника неоспоримо. Кроме громадной научной и научно-практической ценности, лесные массивы заповедника служат как бы «легкими» загрязненному Еревану, предохраняют от высыхания немногочисленные чистые реки Центральной Армении.

Армения Хосровский заповедник

Значение Хосровского заповедника далеко выходит за рамки узкорегиональных интересов. Фактически это единственный на Кавказе заповедник нагорных ксерофитов, где представлены полупустыни, различные фриганоидные формации[3], разнообразные типы аридных редколесий, трагакантовые степи и др. Даже растительность верхнего пояса несет ксерофитные черты, сочетая степные или луговые элементы с различными трагакантовыми астрагалами или иными подушечниками.

23.07 6 мая Горис

Сейчас вечером мы поздравляли нашего новоиспеченного дедушку Эдика с тем, что у него родилась внучка – и не просто внучка, а первая внучка. Ее в честь бабушки (то есть жены Эдика) назвали Анаит – кстати, очень почитаемая у языческих армян богиня плодородия, красоты и всего прочего, что свойственно настоящей армянской женщине.

Эдик волновался уже со вчерашнего дня – его невестку повезли в роддом. Ему звонили его друзья и знакомые и спрашивали – ну когда же? И вот пока мы спускались от монастыря Татев вниз до Воротанского ущелья, на телефон Гарика позвонил средний сын Эдика (который сегодня стал папой) и сообщил радостную новость. Гарик тут же затребовал с Эдика магарыч за то, что позвонили на его телефон.

По этому поводу Эдик и Гарик пригласили нас к себе в номер, чтобы отпраздновать это событие – распили бутылку коньяка Арарат, тосты, а в промежутках Гарик и Эдик травили анекдоты. Жалко – надо было записывать каждый анекдот.

Вот из понравившихся:

Абаранец (это как у нас чукчи) пошел в магазин, купил колбасу и возвращается домой из магазина. По дороге вспомнил, что забыл купить хлеб и решает вернуться в магазин. Но колбасу с собой тащить неохота – он ее воткнул в дырку в асфальте. Когда он идет обратно с хлебом, то видит, что собака тащит его колбасу. «Иди, иди, — говорит он собаке. – Я посмотрю, как ты будешь без хлеба колбасу кушать».

Пояснение к анекдоту – армяне едят все с хлебом. Причем хлеб у них обязателен – мы столько его никогда не едим. И едят они его много. Правда, Ириска сказал, что если бы хлеб у нас был такого качества, как у армян, то он бы тоже столько хлеба ел.

Абаранец приезжает в Москву, спускается в метро и говорит: «Вот оно какое, подмосковье!»

Анекдотов было великое множество – но как обычно: много знать анекдотов плохо – когда надо рассказать – ни одного не помнишь. А когда рассказывают – не смешно:)

Так вот – а начался день с того, что мы в очередной раз упаковали наши монатки и отчалили на мерседесе на юг Армении. Раньше я уже рассказала, что мы заехали в Хор-Вирап. А дальше поехали по горной дороге, где нам Гарик рассказывал про местную живность. Тут мне вспомнились слова нашей гидши Регины в Алис Спрингсе – не трогайте маленькие черные палочки и все будет хорошо. Тут вот нужно делать то же самое. Мы, правда, ни одной черной палочки не увидели, но вроде как они водятся даже в самом Ереване.

В какой-то момент мы оказались на дороге, которая вела между гор – тут уже мы крутили головами во все стороны, чтобы все рассмотреть. Напрасно Гарик нас успокаивал, что дальше будет еще лучше – мы все равно старались все фоткать.

По дороге Гарик увидел (!!!), что среди прочей травы есть чабрец. Мы отправились на холм его искать. Гарик говорит – я его чувствую! Но куда-то чабрец делся. Но все-таки чабрец нашли – какой же обалденный у него запах!

Армения Хосровский заповедник

Обедали мы в шикарном месте – называется Охотник. Там подают даже медвежатину и оленину – если, конечно, кусок в горле не застрянет от сознания, что потакаешь браконьерам, то можно и попробовать. Там еще гостиница – она вся в шкурах бедных животинок, которых добыли местные охотники.

Прямо у дороги стоит домик, в котором женщина печет хлеб. Че-та это самая плохо оборудованная хлебопекарня – туда даже заглянуть невозможно, дым настолько есть глаза, что они тут же слезиться начинают. Как она там целый день проводит – уму непостижимо.

Мы обедали за столиком, который расположен в симпатичной беседочке. Кушали, как обычно, вкусно – под тутовую водочку шашлычок идет очень и очень хорошо. Видимо, водочка как-то неспокойно улеглась в моем животике, то ли она подралась с шашлычком, но как-то не скажу, что было хорошо. Видимо, именно это стало причиной того, что в какой-то момент сначала я, потом Ириска мирно выключились из рассказа о Зангезуре (большой хребет, отделявший нас от Карабаха) и сдались сну. Эдик нам что-то докладывал, но слушал это только Гарик.

Армения деревня

Но к канатной дороге мы проснулись и бодро почесали к ней. Кроме нас еще были англоговорящие товарищи в кабине. Так вот это 6-километровая реверсная канатная дорога, которая проходит на Воротанским ущельем. Эдик поехал по серпантинной дороге на машине, чтобы нас забрать оттуда сверху.

Посреди гор сверкает огромная золотая шахта (бывшая) – государство запретило ее разрабатывать, дабы не нарушить ландшафт. И правильно – а  то проложат дороги, протянут провода и все – ущелья уже не видно. Хотя летевший с нами в самолете дядя рассказал, что есть грандиозные планы постройки больших туристических комплексов в том районе – интересно, как это впишется в окружающую природу.

Вниз в ущелье мчится водопадик. Есть история, что должна была пожениться молодая пара, но на невесту положил глаз другой могущественный дядя. Невеста недолго думая, чтобы ему не достаться, прыгнула с утеса вниз, ее платье раскрылось и она благополучно приземлилась внизу в ущелье. А платья стало водопадом.

Стали видны два монастыря – один Татев, а другой внизу (то ли это часть монастыря, то ли это старый монастырь, то ли он просто не был достроен). Легенда такова, что два мастера поспорили,  кто быстрее построит самый красивый монастырь. И тот, кто закончит первым, должен был разжечь костер. Так вот мастер того монастыря, который внизу, решил, что он разожжет костер раньше, хотя монастырь еще был недостроенный. Мастер сверху увидел этот костер и от обиды прыгнул вниз с горы. Но летя вниз, он увидел, что тот его обманул. И мастер воскликнул: «Татев!», то есть «Дай мне крылья!». Так и стал монастырь называться Татев.

А внизу – краткая история татевского монастыря – чтобы что-то осталось в памяти.

Татевский монастырь расположен вблизи одноименного селения высокогорного Сюникского марза. Он был основан в IX веке на месте, широко известного в древности, святилища. Стратегически выгодное местоположение — на мысу, образованном глубокими местами с отвесными скалистыми склонами ущелья реки, благоприятствовало созданию здесь мощного оборонительного комплекса. Одно время Татев был и политическим центром Сюникского княжества. В X веке он насчитывал около 1000 обитателей, и ему были подвластны многочисленные селения, в XIII веке ему принадлежало 680 селений.

Главный храм Погоса и Петроса (Павла и Петра), возведен в 895-906 годах. Внешний облик храма строг и лаконичен. Гармоническая соразмерность отдельных частей усиливает впечатление значительной высоты здания.

Особое внимание было уделено убранству интерьера храма, служившего главным собором Сюникского княжества. В 930 году стены храма были украшены фресками, сейчас почти полностью утраченными. В главной апсиде имелось изображение, сидящего на троне, Христа в окружении трех пророков и четырех святых. Западную стену занимала грандиозная композиция Страшного суда, а северную — сцены Рождества. К южной стороне главного храма примыкает церковь Григория, сооруженная, согласно летописным данным, в 1295 году, на месте более раннего здания 836-848 годов.

К числу уникальных произведений архитектурного и инженерного искусства Армении относится монумент «Гавазан», воздвигнутый в 904 году во дворе, возле жилых помещений монастыря. Это восьмигранный, сложенный из мелких камней столб, высотой 8 м, завершенный орнаментированным карнизом, над которым возвышается хачкар. Под воздействием сейсмических колебаний почвы и даже от простого прикосновения человеческой руки столб, благодаря шарнирному соединению со стилобатом, наклоняется и возвращается в исходное положение.

К редким, в армянском зодчестве, примерам относится, по своему местоположению, надвратная церковь Аствацацин, датируемая XI веком.

Вокруг этих сооружений, охватывая их почти кольцом, расположены капитально перестроенные в XVII-XVIII веках покои настоятеля, трапезная с кухней и кладовыми, жилые и служебные помещения. В скальном и частично насыпном грунте было предусмотрено много потайных хранилищ.

Ансамбль Татева гармонически согласован с горным пейзажем. Архитектурно-художественным центром служит большой храм, возвышающийся над окружающими его сооружениями и видимый издалека. Расположенные в ряд по периметру жилые и хозяйственные помещения, подчеркивая своим объемом многогранное скальное основание, кажутся как бы его продолжением, что придает комплексу большое своеобразие и величественность.

Монастырь тоже был центром просвещения. Его посещало очень много людей, посему там была гостиница для мужчин и женщин, конюшни, огромная винодавильня, маслодавильня, мельница.

Во дворе стоит качающийся столб – сейчас он вроде как плохо действует. Но раньше он служил своего рода показателем бальности землетрясения. Он раскачивался и возвращался обратно.

Из окон дворца открывается шикарный вид на ущелье – в принципе можно прожить в этом месте долго, если иметь возможность читать умные книжки, вести умные беседы, все без спешки, без дедлайнов. Совершать прогулки, наслаждаться природой.

На стене церкви есть эмблема – царь в окружении двух змей. Вообще, змеи для армян были почти священными – хотела сказать животными, но скажу существами. Если змея селилась под армянским домом, что считалось, что счастье само привалило. Змеи были вместо собак – охраняли имущество, детей.

Наш Эдик уже причалил за нами – нам предстоял спуск по серпантину. Спуск опасный, потому что когда дожди, то может развезти дорогу. Вот одну машину и потащило вниз, она пролетела вниз, но зацепилась за линию электропередач. Погиб только водитель, остальные чудом остались живы.

И пока мы спускались по этой дороге, Гарику позвонил сын Эдика и сообщил, что у него теперь новый статус.

В самом низу этой дороге так называемый Мост Сатаны – что-то типа Natural Arch in Springbrook National Park. Это нагромождение гор, которые и образовали этот мост. Вода там течет минеральная – потрясающе вкусная. Там можно еще купаться, но бассейнчики не чистили, посему пока купаться не хотелось.

Мы не успевали заехать на кофе к дяде Жоре – но нам нужно было до темноты доехать до Гориса.

По дорогам возили технику, перебрасывали солдатиков с учений. Как раз на такую колонну солдатиков мы и наткнулись по дороге в Горис.

Горис находится в чаше между горами, на въезде к нему стоит лестница – но оказывается, это не просто лестница, а Арарат.

Поскольку как раз в этот день были выборы, то Гарик порекомендовал нам не ходить сильно по городу, а то могут принять за чужих и обидеться. Мы отлично провели этот вечер, слушая анекдоты про абаранцев.

Армения деревня

 


[1] Вот как начнешь читать Википедию, как понаберешься новых слов! Она как YouTube – засасывает надолго. Вот и здесь – пока писала эти воспоминания – постоянно туда лазила. А ведь одной статьи мало – слова иногда интересные и непонятные встречаются, надо про них тоже узнать.

[2] Ой-ой, от таких описаний слюнки потекли…. С одной стороны, как галопом по европам мы пронеслись по Армении. С другой – зато про сколько интересных мест можно почитать, гордо заявляя – Вася был здесь (ну или хотя бы проезжал мимо:))

[3] Я пыталась у Яндекса узнать, что же это такое. Вот что мне в конце концов выдал Яндекс – «совокупность фриган, трагакантников и томилляров на каменистых склонах гор Древнего Средиземноморья»! Не, ну конечно, понятно, что Яндекс очень умный, но зачем же из меня-то дурочку делать:)))))) После этого я решила больше у Яндекса ничего на эту тему не спрашивать.

Продолжение следует…, подписывайтесь на обновления 😉

Светлана Гордеева, май 2012.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!    
по почте или через RSS
Подпишись на новости:    
Добавить комментарий

Подписаться на новости

по почте
RSS по RSS

Поделись с друзьями

О проекте

http://TripToEverywhere.ru - Самостоятельно планируем маршрут, ищем где жить, решаем что делать.